Лекции и интервью - Карлос Кастанеда

Прибежище последователей учений Дона Хуана и других шаманов, а также поле познания для сочувствующих или сомневающихся
Аватара пользователя
Vilial
Site Admin
Сообщения: 62
Зарегистрирован: Пт апр 09, 2021 10:45 pm

Часть 10. Лекции и интервью - Карлос Кастанеда

Сообщение Vilial »

Беседа Карлоса Кастанеды со Свами Парамахансой Муктанандой

Кэти Спиит и Клаудио Наранхо, духовные учителя, имеющие многочисленных последователей в районе залива Сан-Франциско, провели длительное время с Муктанандой в Пьедмонте. Однажды они привели к нему своего друга Карлоса Кастанеду, автора популярной серии книг, в которых содержатся хроники его ученичества у мага из индейского племени яки. Естественным образом беседа между Баба и Кастанедой сосредоточилась на сравнении традиций йоги и магии американских индейцев.
Карлос Кастанеда: Мне очень приятно находиться в столь святой компании.
Баба: Мы в Индии вновь и вновь осознаем, что нам нужно стремиться к общению с йогами, святыми и другими духовно развитыми людьми.
К. К.: Я вышел из иной традиции. Моя встреча с доном Хуаном никоим образом не была преднамеренной. Я католик, и наши интересы в области религии сводятся к тому, чтобы не отступать от догм. До тех пор пока вы поступаете так, вы в безопасности. Встреча с доном Хуаном действительно была случайностью. Я не искал ее. Сейчас, разумеется, моя позиция изменилась. Он показал мне, что единственный путь роста — это искать общества тех, кто идет по пути знания.
Б.: В том, что вы говорите, заложен глубокий смысл. Нельзя достичь внутреннего удовлетворения, только лишь следуя догмам. Если догмы могут помочь найти удовлетворение за их пределами, от них может быть польза. Иисус сказал, что Царство Божие внутри нас. Догмы оправдывают себя, только если помогают отыскать это царство.
К. К.: В частности, в случае дона Хуана, догм, которым стоило бы следовать, весьма немного.
Б.: Внутреннее Я в высшей степени свободно. Оно независимо от всех внешних факторов, оно выходит за рамки всех ритуалов, и оно выше всяких догм. В наших писаниях содержится множество философских доктрин, называемых «путями». И точно так же, как для того, чтобы войти в этот чертог, вам нужно отказаться от всех путей извне, для того, чтобы войти в чертог Бога, находящийся внутри вашего существа, вам нужно отказаться от всех внешних догм и ритуалов.
К. К.: Да, это требует полного преображения. Интересно, есть ли у вас ученики или студенты? Я отличаю одно от другого: студент является человеком думающим, ученик же более озабочен практической стороной обучения.
Б.: Здесь вы найдете лишь нескольких учеников. В должное время последователи становятся подобны гуру.
К. К.: Как их отбирают? Это вопрос выбора учителя или их указывает какая-то иная, независимая сила?
Б.: Отбор происходит в высшей степени естественным образом. По мере того как ищущие приходят и время от времени навещают меня, они все больше и больше выражают свою любовь, и таким образом они сами выбирают себя. Это не слишком сложная задача; она не требует от меня многого. Как только внутренняя Шакти, божественная энергия, касается ищущего и вызывает его внутреннее пробуждение, человек уже отмечен. Мне нет необходимости производить отбор; его производит внутренняя Шакти.
К. К.: Это похоже на метод дона Хуана. Он предоставляет выявление ученика духу. Единственная разница состоит в том, что, когда ученик выявлен, учитель должен заманить его к себе.
Аватара пользователя
Vilial
Site Admin
Сообщения: 62
Зарегистрирован: Пт апр 09, 2021 10:45 pm

Часть 11. Лекции и интервью - Карлос Кастанеда

Сообщение Vilial »

Выслеживание личной истории

В половине двенадцатого мне позвонили из вестибюля и сообщили, что Кастанеда уже пришел. Как и в предыдущий день он объявился под своим именем, и я сразу сошла вниз. На нем был костюм типа «Принц Уэльский» с галстуком, в котором он производил впечатление человека, постоянно общающегося с людьми. Он приехал в бежевом автомобиле, который чаще используют в сельской местности и который был ему, конечно же, нужен, чтобы передвигаться по проселочным дорогам Мексики. Он открыл дверцу, чтобы я могла сесть. Прежде чем самому усесться, он снял пиджак, повесил его на спинку сиденья водителя и тоже самое сделал с галстуком. Его внешность сразу изменилась. Он был серьезным и казался чем-то рассерженным.
При той жаре, которая царила в Санта-Монике, было вполне логично, чтобы он снял пиджак. И все же оставалось впечатление, что он избавляется от маскарадного костюма.
Несколько мгновений он молчал, полностью сконцентрировавшись на маневрах автомобилей, едущих по другой стороне бульвара. И пока мы ехали на юг по Ocean Avenue, он начал спокойным голосом объяснять причину своего настроения.
В бюро его адвоката он встречался с продюсером, который хотел купить право на снятие фильмов по его книгам. Однако сценарий или места съемок вообще не были для Кастанеды предметом дебатов. Постановщик между тем настаивал на том, что Кастанеда должен точно указать те места, где происходили его встречи с доном Хуаном и его необычайные опыты.
— Я сказал ему, что в книгах есть все необходимое, но постановщик продолжал настаивать: «Уж если я вкладываю деньги»... — Он казался рассерженным, вспоминая этот разговор. — В конце концов я вообще замолчал, чтобы не наговорить этому человеку гадостей, и переговоры далее вел мой адвокат.
Я вспомнила, хотя и не стала ему об этом говорить, что пятнадцать лет назад он уверял в одном из журналов, что никогда не даст согласия на съемки фильмов по его книгам, и отклонял любые высокие гонорары со словами:
— Я не хочу видеть Энтони Куинна, играющего дона Хуана.
Мне было неясно, изменил ли он свою точку зрения, и я задала ему непрямой вопрос:
— Вам нужны деньги?
Он взглянул на меня ничего не говорящим взглядом и ответил:
— Нет. Нет.
Тема казалась исчерпанной.
Аватара пользователя
Vilial
Site Admin
Сообщения: 62
Зарегистрирован: Пт апр 09, 2021 10:45 pm

Часть 12. Лекции и интервью - Карлос Кастанеда

Сообщение Vilial »

Воспоминания о доне Хуане

Приезд индейцев ограничил свободу Кастанеды. Это были двое мужчин и одна женщина, которые, как и он, были учениками дона Хуана.
— И теперь вы должны о них заботиться? — спросила я.
— Да, это так, потому что они видят в нем Нагваля, — пояснила Флоринда, указав на Кастанеду.
— Я предложил им записаться в вечернюю школу, чтобы изучить английский и другие предметы и получить хоть какое-нибудь образование, — бросил Кастанеда упавшим голосом.
— Но они хотят сразу же приступить к практической стороне магии, — в унисон добавила Флоринда.
— Они предложили работать на меня: водить машину, варить, гладить мои брюки. Но я объяснил им, что мне не нужен ни шофер, ни прислуга. Глупые индейцы! — воскликнул он.
— Почему дон Хуан настаивал на академическом образовании своих учеников? — спросила я.
— Потому что интеллект — единственное, что дает защиту против неизбежных нападок неизвестного и против страха перед ним. Интеллект — единственное, что дает магу утешение. Страсти и чувства не могут успокоить мага. Только интеллект спасает его.
У Кастанеды и Флоринды это требование было воплощено в действительность. Еще одна женщина из их группы готовилась в настоящее время к защите докторской диссертации по истории в университете.
— Как повлиял дон Хуан на твои интересы и склонности? — спросила я Кастанеду.
— Мои отношения с доном Хуаном ни в коей степени не заставили меня забыть о том, что меня тогда интересовало. Я чувствую себя и сегодня точно так же привязанным к академическому миру, как и тогда, когда я делал в нем свои первые шаги, — убежденно ответил он.
Без сомнения, ему было больно, когда после вызванной его книгами полемики многие коллеги назвали его обманщиком и вычеркнули его из этого мира, к которому, по его словам, он и сегодня чувствует себя привязанным. Безусловно, Гарольд Гарфинкель был не только его ментором, но и дал ему защиту и утешение, когда университеты и публикации лишили его благословения официальной антропологии. Карлос ушел слишком далеко по своему неортодоксальному пути. Он вспомнил, что это было для него нелегкое время.
— В определенный момент моего обучения у дона Хуана у меня началась ужасная депрессия. Меня заполнили страх, печаль и мысли о самоубийстве. Тогда дон Хуан предупредил меня, что такие мысли — это уловки разума, чтобы таким путем удержать полный контроль. Воля, напротив, является голосом тела.
Без сомнения, ему понадобилось также немало времени, чтобы пережить отсутствие своего учителя, который родился в 1891 году и умер, по словам Кастанеды, в 1973. Вместо «умер» Кастанеда использовал другое слово, обозначающее исчезновение дона Хуана.
Аватара пользователя
Vilial
Site Admin
Сообщения: 62
Зарегистрирован: Пт апр 09, 2021 10:45 pm

Часть 13. Лекции и интервью - Карлос Кастанеда

Сообщение Vilial »

Книги

Во время своей учебы Кастанеда постоянно делал записи, часто даже при самых невообразимых обстоятельствах. Он писал свои заметки на испанском, а затем ночью переводил их на английский. Вначале он писал тайно, даже не вынимая тетради из кармана куртки, что позволило дону Хуану высказаться, что тот занимается совсем иной, менее интеллектуальной деятельностью. Когда старый индеец позволил ему открыто делать записи, Кастанеде пришлось выслушать немало шуток о себе, причем не только от дона Хуана, но и от дона Хенаро и других, которые не понимали, какую цель он преследует.
Но дон Хуан знал совершенно точно, что делает: он делал из Кастанеды будущего Нагваля, которого он должен был поддержать в его деятельности. Со своей стороны, Карлитос надеялся, что он выудит у этих индейцев неоценимую информацию для своей работы о лекарственных растениях. Так каждый вел свою собственную игру. Но в определенный момент, когда дон Хуан заметил, что страсть Кастанеды делать записи не стихает, он посоветовал ему написать книгу, использовав всю полученную до сих пор информацию, чтобы освободиться от этой зависимости, так же как он избавился от курения. Он тогда еще не знал, что написание книг превратится в страсть, от которой он не сможет избавиться. Это было началом его прославленной литературной деятельности.
Однако Кастанеда отказывался на первых порах: он не писатель, его устремления направлены только на академическую карьеру и научные исследования. Дон Хуан успокоил и заверил его, что ему не нужно ничего придумывать, он должен только вспоминать пережитое, видеть его в своих сновидениях. Это будет вовсе не литературный, а магический опыт. Хотя он был хорошо подготовлен, задание оказалось не из легких. Профессор Гарфинкель не соглашался снизить свои требования. Он продемонстрировал свою поддержку тем, что не скупился на критику и замечания, чтобы улучшить рукопись. Кастанеда трижды переписывал «Учение дона Хуана», прежде чем Гарфинкель был удовлетворен. Книга была опубликована в 1968 году, очень мифическом году как для Америки, так и для Европы. Психоделики и поиски общественных и индивидуальных альтернатив образовали краеугольные камни тогдашней контркультуры. «Уч ение...» стало вскоре символом этого молодежного движения и неожиданным бестселлером. Кастанеда написал книгу в нужное время, в нужной стране и на нужную тему.
Когда он после трехлетнего перерыва вновь посетил дона Хуана, он привез ему книгу. Дон Хуан перелистал ее и нежно погладил в знак признания, однако отказался оставить ее у себя. Большое уважение, испытываемое Кастанедой к учителю, понуждало его к честности. Поэтому он описал в начале «Сказок о силе» реакцию дона Хуана, когда он посетил его в 1971 году и хотел рассказать ему о своей второй книге «Отдельная реальность», которая была опубликована за несколько месяцев до того:
Аватара пользователя
Vilial
Site Admin
Сообщения: 62
Зарегистрирован: Пт апр 09, 2021 10:45 pm

Часть 14. Лекции и интервью - Карлос Кастанеда

Сообщение Vilial »

Плавание в неведомое

Интервью Д. Трухильо Риваса с К. Кастанедой для журнала «Uno Mismo», февраль 1997 года

Вопрос: М-р Кастанеда, в течение многих лет вы сохраняли полную анонимность. Что заставило вас изменить свое отношение и публично заговорить о знаниях, которые вам и трем вашим товарищам были переданы Нагвалем Хуаном Матусом?
Ответ: Распространять идеи дона Хуана Матуса нас заставляет необходимость внести ясность в то, чему он нас учил. Для нас это явилось задачей, которую больше нельзя было откладывать. Мы вместе с тремя другими его учениками пришли к единодушному мнению, что мир, в который нас ввел дон Хуан, вполне может быть воспринят всеми людьми. Мы обсудили, какой путь для этого больше всего подходит. Анонимность, которую советовал нам сохранять дон Хуан ? Такое решение было неприемлемо. Другим путем было распространение идей дона Хуана — несравнимо более опасный и требующий сил выбор, но мы уверены, что только он может передать все те достоинства, которыми обладает его учение.
В.: Учитывая то, что вы говорили о непредсказуемости действий воина и подтверждение чему мы получали в течение трех десятилетий, можно ли ожидать, что эта фаза открытости, в которую вы собираетесь вступить, продлится достаточно долго?
Сколько?
О.: Это не наш путь — устанавливать временные критерии. Мы живем согласно представлениям, заложенным доном Хуаном, и мы никогда от них не отойдем. Дон Хуан Матус является для нас внушительным примером человека, который жил в соответствии с тем, что он говорил. И я называю этот пример внушительным, потому что труднее всего на свете его превзойти: сохранять монолитность и в то же время обладать гибкостью, чтобы смело смотреть в лицо чему бы то ни было. Именно так дон Хуан прожил свою жизнь.
В рамках этих представлений единственное, чем можно быть, — это безупречным посредником. Человек не является участником этого космического шахматного турнира, он только пешка на шахматной доске. Все решает обладающая сознанием безличная энергия, которую маги называют намерение или Дух.
В.: Насколько я могу судить, традиционная антропология, равно как и сомнительные защитники наследия доколумбовой культуры Америки, всячески старается подорвать доверие к вашим работам. Убеждение в том, что все они — плод вашего литературного таланта, который, кстати, весьма незауряден, продолжает жить и сейчас. Существуют и другие обвинения — будто вы придерживаетесь двойного стандарта, потому что, как предполагается, ваш образ жизни и ваши занятия противоречат тому, что большинство людей ожидают от шамана. Как вы можете рассеять эти подозрения?
Аватара пользователя
Vilial
Site Admin
Сообщения: 62
Зарегистрирован: Пт апр 09, 2021 10:45 pm

Часть 15. Лекции и интервью - Карлос Кастанеда

Сообщение Vilial »

Воладоры (voladores) или летуны (flyers)

Записки с семинара в Мауи

Флоринда и Тайша говорили о воладорах, или летунах, неорганических существах, чья пища состоит из человеческого осознания. Эти приспешники Орла изжевывают нас до основания, и того, что остается от нашего осознания, обычно хватает только для повседневной саморефлексии.
Согласно дону Хуану, воладоры изжевали нас буквально до подошв. Мы напоминаем жирных цыплят в курятнике, дожидающихся, чтобы их съели. Чем более мы одержимы и озабочены собой, тем более вкусными мы им представляемся. Тем не менее мы можем продуцировать осознание, несъедобное для воладоров, — осознание, достигнутое благодаря дисциплине. Такое осознание им не по вкусу, и мы можем сберечь его.
Тайша утверждала, что у нее оставшееся осознание простирается от ступней до колен, что позволяет ей постигать фантастические миры. Карлос достиг большего, а осознание дона Хуана распространяется на все тело. Следовательно, и его способность к постижению — огромна.
В сущности, воладоры — это безличная энергия, но они хищники, подобно всем существам во Вселенной. Желая убедить нас в том, что воладоры — нечто большее, чем пустая метафора, Тайша продемонстрировала нам три снимка — один обычный и два увеличенных. На них можно было увидеть огромного воладора — черную тень на мексиканских горах, пляшущую среди пирамид. Она напоминала фигуру человека со сложенными, как при молитве, руками и согнутыми коленями. Фотография была сделана по случаю весеннего фестиваля, в котором участвовали сотни тибетских буддистов и христиан.
Генерируемое этой группой количество осознания, пригодного для пищи, было столь обильно, что воладор стал видимым для фотопленки.
Аватара пользователя
Vilial
Site Admin
Сообщения: 62
Зарегистрирован: Пт апр 09, 2021 10:45 pm

Часть 16. Лекции и интервью - Карлос Кастанеда

Сообщение Vilial »

Бесформенность и отсутствие шаблонов

После того как вы проделаете это со всей своей жизнью, вы отделите себя от той части своего прошлого, о котором вы вспомнили. И, кстати, это не анализ. Это не похоже на настоящий самоанализ, но вы при этом не можете не видеть, как вы поступали, как вели себя и чего ожидали, создавая шаблон. Так и появляется абсолютный шаблон. И в процессе дыхания вы разрушаете этот шаблон. То, что вы, по существу, хотите сделать, — это перейти к поведению, которое не опирается на образцы и шаблоны, что и является способом поведения магов. Они абсолютно текучи. И это опять возвращает нас к сталкингу. Сталкер — это тот, кто делает себя ненавязчивым, сталкинг — это искусство быть незаметным.
У сталкера нет никакого «Я», никаких шаблонов, никаких установок, никаких требований, никаких желаний. От всего этого можно избавиться с помощью вспоминания. Кроме того, есть некоторые другие вещи, для которых оно нужно тоже, а именно — остановка внутреннего диалога. Так, чтобы, когда вы находитесь здесь и сейчас, вся ваша энергия была с вами, так, чтобы вы могли не настаивать на повторении тех же самых шаблонов поведения. И способ, с помощью которого мы вселяем в себя эти шаблоны, — это внутренний диалог, во время которого мы повторяем себе некоторые вещи вроде «О, я нехороший», «Они мне не нравятся» или «Я вынужден быть таким, утвердить себя здесь». То, что проходит через сознание человека, — это постоянный поток мыслей или подтверждений своего «я». Поэтому маги говорят, что вы должны положить конец этому постоянному усилению своего «я», которое представляет собой фиксированное положение точки сборки.
Теперь, когда вы выполнили дыхание со вспоминанием , вернувшись назад в прошлое, потом переместившись в настоящее, плюс эта сильная концентрация, которая необходима для того, чтобы сидеть здесь и визуализировать все эти вещи, — все это слегка сместило вашу точки сборки. И вы будете это замечать всякий раз, когда занимаетесь вспоминанием. Вы увидите: о Боже, вы делаете это снова, и десять лет спустя делаете то же самое. Опять тот же характер взаимоотношений, тот же тип мужчины, тот же тип женщины.
Каждому из нас известен кто-то, кто заявляет, что он всегда выбирает трудных женщин. (Смех.) Я не знаю, что это значит, но это правда. Похоже, этот человек как будто обречен на трудные взаимоотношения. Так что шаблон поведения повторяется — не важно, каков он, и всякий раз вспоминание позволяет это увидеть. Сидящий в нас наблюдатель стремится вырваться. Потом, когда вы проделаете это и вернетесь к своей повседневной жизни, вы станете спокойнее. Выполняя эту технику раз в неделю, вы остановите внутренний диалог. Именно это я описываю в своей книге.
Аватара пользователя
Vilial
Site Admin
Сообщения: 62
Зарегистрирован: Пт апр 09, 2021 10:45 pm

Часть 17. Лекции и интервью - Карлос Кастанеда

Сообщение Vilial »

Запись беседы с Тайшеи Абеляр

Запись публичной лекции Тайши Абеляр, которая была прочитана 7 января 1994 года в Менло-парк, Калифорния

Сегодня мы будем говорить об остановке. Чтобы остановиться, вам нужно сделать только одну вещь. Решите, быть вам воином или нет.
— Точка сборки естественным образом колеблется во время сна. Она также смещается под воздействием наркотиков, глубокой медитации, голодания или отключения чувств.
— Точка сборки расположена за спиной на уровне лопаток.
— Для того чтобы перемещать свою точку сборки, маги пользуются Учением.
— Каждый из нас может «видеть» энергию — даже сейчас, — но вы ее просто не осознаете. Маленькие дети чувствуют энергию напрямую. Однако по мере их роста «Привратник» вводит их в мир обычной действительности. И однажды, перестав видеть аморфную энергию, ребенок создаст из конфигурации энергии... стол. Игрушку. Собаку. Дерево. Всякий раз трансформация исходит от Привратника.
— Мы живем в первую очередь в мире энергии. И только потом — в мире предметов. Положение точки сборки определяет действительность, которую мы создаем из энергии.
— Маг (вероятно, в отличие от практикующих голодание и отключение чувств) стремится ЗАФИКСИРОВАТЬ точку сборки на новом месте (а не просто переместить ее). То есть слепить из энергии новый набор «объектов» и таким образом создать новую «действительность».
— Этот мир не столь важен, как мы считаем. Наш язык неточен: мы называем этот мир «реальностью», хотя на самом деле он является лишь одним из многих режимов деятельности точки сборки. Однако для удобства давайте назовем наш мир «обычной» реальностью.
— Обычно по ходу того, как Привратники помогают нам постигать различные конфигурации энергии в форме «объектов», точка сборки неподвижно закрепляется в одном месте и после этого никогда не перемещается.
— Нам приходится пребывать в мире привычной жизни до самой смерти.
— Между прочим, смерть, с точки зрения мага, — не такой быстрый процесс, как кажется. Сияние точки сборки гаснет действительно быстро, но все другие лучи энергии, из которых состоит энергетическое яйцо человека, могут просуществовать еще долго. Этот процесс можно к тому же замедлить, если, например, похоронить человека в свинцовом гробу сразу после момента смерти.
Аватара пользователя
Vilial
Site Admin
Сообщения: 62
Зарегистрирован: Пт апр 09, 2021 10:45 pm

Часть 18. Лекции и интервью - Карлос Кастанеда

Сообщение Vilial »

Неизвестная глава из «Дара Орла»

Эта глава была опубликована только в испанском издании «Дара Орла».

1. То, что мы воспринимаем как мир, есть не что иное, как эманации Орла.
2. Внимание — это то, что заставляет нас воспринимать эманации Орла при помощи выборочного восприятия — сканирования.
3. Объекты сканирования обретают смысл благодаря Первому Кольцу Силы.
4. Намерение — сила, которая перемещает Первое Кольцо Силы.
5. Первое Кольцо Силы может быть остановлено блокированием способности выполнять сканирование.
6. Второе внимание.
Несмотря на удивительные маневры, которые дон Хуан совершал с моим вниманием, я в течение многих лет упрямо пытался интеллектуально оценить то, что он со мной делал. Хотя я и написал подробно об этих маневрах, однако это всегда делалось с экспериментальной позиции и, кроме того, со строго рациональной перспективы. Я был погружен в свою собственную рациональность и потому не смог распознать истинных целей уроков дона Хуана. Чтобы понять эти цели с некоторой степенью точности, было необходимо, чтобы я потерял свою человеческую форму и достиг целостности самого себя.
Уроки дона Хуана, как предполагалось, должны были провести меня через второй этап развития воина: убедиться и полностью принять тот факт, что в нас содержится другой тип осознания. Этот этап был разделен на две стадии. Первая из них, для которой дону Хуану требовалась помощь дона Хенаро, заключалась вот в чем. Мне демонстрировали некоторые процедуры, действия и методы, которые были предназначены для тренировки моего осознания. Вторая стадия имела отношение к Шести Объясняющим Предположениям. Из-за трудностей, которые возникли у меня при адаптации моей рациональности к восприятию истинности того, чему он меня учил, дон Хуан изложил эти Объясняющие Предположения в терминах моих ученых записей.
Первое, что он сделал в качестве введения, — это создал во мне разделение с помощью специального удара по правой лопатке, который вводил меня в необычное состояние сознания, — состояние, в которое я впоследствии не мог войти самостоятельно. До того момента, когда дон Хуан заставил меня войти в такое состояние осознания, я имел неоспоримое представление о непрерывности как о результате моего жизненного опыта. Идея, которую я имел относительно самого себя, заключалась в том, что я — непрерывное целостное существо, которое может объяснять все, что оно когда-либо делало. Кроме того, я был убежден, что хранилище всего моего осознания, если такое существует, находится в моей голове.
Однако дон Хуан показал мне своим ударом, что существует особый центр в спинном мозге, на высоте лопаток, который является центром повышенного осознания.
Ответить